Сообщество студентов и преподавателей: блог Сазонова Дмитрия
Сообщество студентов и преподавателей
На главную страницу Статьи | Методика | Неделя информатики | Тесты | Гостевая книга
Еще по данной теме
  Анализ учебников по информатике (1999 года выпуска)

Сетевая экономика

Программирование на VC++

Язык рекламы

Методика обучения ассемблеру на PASCAL

Презентации по различным темам

Вопросы со вступительных экзаменов ВГПУ

Педпрактика

Тестирование ONLINE

Программное обеспечение ЭВМ

Устройство ПК

Контрольные работы по теме СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ

Методические пособия по курсу 'Дизайн'

Методические пособия по курсу 'Язык рекламы'

Работа с файлами,массивами и графикой

Разработка Web-страниц

Задания на расчетно-графическую работу по курсу Web-дизайн

Варианты игр для индивидуального задания по курсу Web-дизайн

Методика преподавания темы 'Функция и ее предел' в курсе школы

Методы решения обратных задач для уравнений параболического типа

Темы практических занятий по Flash и Acrion Script

Delphi:Создание игры 'спички'

Delphi:Разработка теста по информатике

Цели и задачи профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе

Об особенностях трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы

Обучение, развитие и воспитание личности в процессе кружковой работы и трудового обучения

Программное и методическое обеспечение курса информатики в среднем звене общеобразовательной школы

Материалы для подготовки к контрольной работе с мировым инф. ресурсам

Хочу быть умным

Вопросы к зачету Мировые информационные ресурсы

Какие требования к написанию статей?

Коллекция ссылок на интернет ресурсы





СазоновД.О.
АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ 1999-2000 ГОДА ВЫПУСКА

Перед современным учителем информатики сейчас возникла серьезная задача - какой из учебников выбрать? Именно сейчас потому, что никогда раньше на полках магазинов не было столько учебников по информатике и порой можно действительно запутаться т.к. многие учебники отличаются вообще только обложкой, а содержание у всех приблизительно одинаковое. Наша с вами задача будет состоять в том, чтобы разобраться какой из учебников брать и на что в нем ориентироваться. Можно с большой долей уверенности сказать, что универсальных учебников нет и Вам наверняка придется покупать несколько, а может даже и целую библиотеку, чтобы порой выбрать из нее что-либо стоящее. Итак, передо мной лежат несколько учебников 1999 года выпуска 1) Основы информатики и вычислительной техники
Авторы: А.Г. Гейн, В.Г. Житомировский и др. (красная обложка)
2) Информатика 7-9 классы. Авторы Гейн А.Г. и др. (зеленая обложка)

Прежде чем рассматривать и выбирать учебник для преподавания необходимо разобраться - для чего он нам нужен. Если вести информатику в гуманитарном классе нам не нужен будет учебник для программистов и наоборот… Рассмотрим что из себя представляют эти три учебника.
Первый учебник Довольно интересный учебник, но вот что интересно этот учебник является как бы продолжением первой части "информатика для 7-9 классов" и должен его как бы дополнять, но оба учебника начинаются с одного и того же - "первый раз в дисплейном классе". Цитирую: "Вы пришли в дисплейный класс. Прежде всего нужно позаботься о безопасности работы на ЭВМ ….." Первые главы полностью идентичны. Но что самое интересное учебник предназначенный для 10 класса дублирует 7 класс. По своей же структуре учебник напоминает учебник "Основы информатики и вычислительной техники" Авторов А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Р.А. Сворень. Даже название такое же. Да учебник весь если не полностью списан, то по крайней мере полностью основан на учебнике А.Г. Кушниренко.(жалко нет списка использованной литературы). В основе учебника А.Г. Гейна положен школьный алгоритмический язык "кумир" (или схожая с ним версия). Сделано это с тем, чтобы ученик приучался мыслить логически и "информатически" т.е. зная как решается алгоритм на школьном алгоритмическом мог перевести его на любой другой язык. Логика в принципе правильная, но я попробую с ней не согласиться. Дело в том, что такой метод приемлем только в начале обучения, когда закладываются базовые знания программирования и алгоритмизации, но если учить один школьный алгоритмический язык до 11 класса то перейти с него хотя бы на BASIC будет уже трудновато. Поскольку никаких исполнителей "робот" или "чертежник" ни на BASIC ни на PASCAL, да и пожалуй ни в одном другом языке нет. Кроме того, как таковых примеров работы с языком в книжке не дается, а рассматриваются лишь общие алгоритмы написанные "простым языком":
Например:
Присвоить x значение 3
….
Выполнить алгоритм поиска минимума для двух чисел ….

Возможно 10-11 классам это будет уже наверняка понятно, но в любом случае раз мы изучаем (судя по книге) язык BASIC, то должны быть примеры ярко иллюстрирующие все эти алгоритмы, чтобы ученики могли сопоставлять написанные "человеческим языком" алгоритмы с программами на конкретном машинном языке т.е. в BASIC. Мне стало интересно сколько же примеров программ приводится на машинном языке - после подсчетов оказалось 36 учитывая строчки состоящие всего из одного оператора, считая недописанные. Вас может удивить почему так мало задач и почему в учебнике для 10-11х классов даются задачи явно слишком легкие так сказать "информатика изучается по верхам". Я сам долго над этим думал, разыскивая причину - в конце концов мне повезло, я "наткнулся" на учебник: Информатика. Учеб. Для 8-9 кл. ср.шк. /А.Г. Гейн, Е.В. Линецкий, М.В. Сапир, В.Ф. Шолохович. - М.: Просвящение, 1994. - 256 с.

Удивило меня то, что первая лаб. работа учебника называлась ….. (как вы думаете как?) : "Первый раз в дисплейном классе". Когда я открыл содержание - понял что листаю учебник "основы информатики и вычислительной техники для 10-11 классов" только в другой обложке.

Так что же получилось? Попробуем восстановить картину:
Посмотрим кто написал учебник: "основы информатики и вычислительной техники" 1999 года Авторы: А.Г. Гейн, В.Г. Житомирский, Е.В. Линецкий, М.В. Сапир, В.Ф. Шолохович
Авторы учебника "информатика для 7-9 классов" 1998 года:
А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, В.Ф. Шолохович. Авторы учебника "информатика для 8-9 классов" 1994 годы выпуска:
А.Г. Гейн, Е.В. Ленецкий, М.В. Сапир, В.Ф. Шолохович

Учебники 1999 и 1994 года отличаются только темами: в 1994 - есть глава 2 "Искусство построение моделей" и глава 10 - "компьютеры в океане информации". В учебнике 1999 года главы 2 и 10 были полностью убраны и добавлена глава "ЭВМ: устройство и сферы применения". (причем в этой главе рассматривается программирование на ЭВМ "Кроха" - честно говоря я первый раз о такой слышу и уж никогда не видел. А вы?) В учебнике 1999 года добавился новый автор:
В.Г. Житомерский - судя по всему он и написал 10 главу. Остальное было оставлено без изменений с 1994 года. По этому в "новом" учебнике А.Г. Гейна и д.р. по сути дела объясняется материал 1994 года. Если вы помните в 1991-1994 годах как раз был популярен учебник А.Г. Кушниренко "Основы информатики и вычислительной техники", оттуда как раз Гейн и взял основу для своего учебника. А так как за 5 лет (с 94 по 99) в своем учебнике он так ничего и не поменял школьники "должны" учиться не новым технологиям, а программированию на ЕС и школьном алгоритмическом языке. Но и это еще не все! А.Г. Гейн считает, что за пять лет школьники стали более глупыми иначе как понимать тот факт, что материал 94 года для 8 класса преподается в 99 году 10 классу. Вот так вот… Вы можете запротестовать и сказать нечто вроде:
"наверно Гейн в 94 году дал 8-ому классу слишком сложный материал и так как они не смогли в нем разобраться, осознав свою ошибку, в следующем издании этот же самый материал перенес в 10 класс…" В решении этого вопроса нам поможет все тот же учебник А.Г. Гейна, на сей раз для 7-9 классов 99 года. Посмотрите его и внимательно прочитайте, что именно требуется от учащихся в этом учебнике и какие задания он предлагает для 7 класса уже в 99 году. Я думаю при таком обучении работы с компьютером к 10 классу ученики будут писать программы на 1000 строк вообще без компьютера. Кстати говоря этот учебник (информатика 7-9 классы) представляет особый интерес с точки зрения программного обеспечения. В учебнике совершено непонятно про какие программы идет в нем речь. Графический редактор - под этим понимается любой (по всей видимости или PaintBrush) редактор т.е. учитель может выбрать любой из графических редакторов на свое усмотрение. Редактор электронных таблиц судя по иллюстрации (на стр. 28-29) взят либо из операционной системы Linux либо еще из какой Unix подобной ОС, но явно не из Windows. (а может из DOS?). В главе 8 вводится понятие "исполнитель паркетчик" - начинается она так: "Сейчас снова мода на всякую чертовщину…" и это то для 7 класса. Видно авторы под этой самой "чертовщиной" и понимают свой исполнитель "паркетчик". "Почему бы не завестись кому-нибудь в вашем компьютере?", - спрашивают авторы книги. Да хотя бы потому, что эту самую чертовщину не найти днем с огнем. Наверное где то в школах и есть этот исполнитель, но скорей всего его не найти вовсе. В свое время, мне пришлось потратить недели две чтобы разыскать исполнитель "робот" - и это при том, что этот исполнитель был очень широко распространен с 91 по 95 гг. Честно говоря, пожалуй учителю будет проще самому написать подобный исполнитель, чем найти его оригинальную версию. Далее идет рассказ про какой-то алгоритмический язык - я говорю "какой-то" так как приведенный алгоритмический язык совершенно не подчиняется синтаксису школьного алгоритмического языка "Кумир", ставшего уже основой для всего программирования в школе. Извиняюсь, оказывается этот язык не похож на "Кумир" поскольку это язык исполнителя "паркетчик". Опять новый язык? На самом же деле он проще "Кумира" и тем самым "уводит" ученика от строгости и структурности школьного алгоритмического, да и вообще любого типизированного алгоритмического языка. Но "паркетчик" это лишь начало - дальше нас ждет работа с программой "Оптима" (лаб. работа 21). С помощью ее мы изучается симплекс метод и транспортные задачи, которые изучаются в институтах на физмате. Тут же совершенно не понятно почему приводятся примеры вырезки и конкатенации слов.. И дальше следуют символьные переменные причем вперемешку на basic и на Pascal. Затем идет целый кусок из книги "информатика" тех же авторов 94 г. выпуска для 8-9 классов, но правда на сей раз почти весь переработанный и дополненный. На последок же нам преподносят супермини ЭВМ малютка (там даже есть картинка). На самом деле "малютка" - это похоже какой-то эмулятор написанный на Turbo Vision, но опять же возникает вопрос: где этот эмулятор достать? К сожалению, без наличия программ описанных в учебнике - учебник является просто книжкой. В общем, итог такой: если уж Вы и собрались покупать учебник Гейна, то покупайте "Основы информатики и вычислительной техники для 10-11 классов". Возможно, вы и не будете преподавать по нему в классах для которых он предназначен, но, по крайней мере, в нем есть информация которая может оказаться Вам полезной на тернистом пути учителя.


 


Случайный афоризм
Эхо не перекричишь, последнее слово всё равно за ним.  

 

Rambler's Top100

Использование любых материалов этого сайта, без разрешения автора, ЗАПРЕЩЕНО
Автор сайта Сазонов Д. О. (Подробнее) Форма обратной связи