Сообщество студентов и преподавателей: блог Сазонова Дмитрия
Сообщество студентов и преподавателей
На главную страницу Статьи | Методика | Неделя информатики | Тесты | Гостевая книга
Еще по данной теме
 




Сазонов Д.О.
Компьютерная графика: особенности, назначение и функции

Работа с компьютерной графикой - одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры. На любом предприятии время от времени возникает необходимость в подаче рекламных объявлений в газеты и журналы или просто в выпуске рекламной листовки или буклета. Без компьютерной графики не обходится ин одна мультимедийная программа (будь то компьютерная игра или электронная энциклопедия). Работа над графикой занимает 90% рабочего времени программистских коллективов. Основные затраты времени в работе редакций и издательств тоже составляют художественные и оформительские работы с графическими программами.

Несмотря на то, что для работы с компьютерной графикой существует множество классов программного обеспечения, различают всего три вида компьютерной графики: растровая, векторная и фрактальная.

Растровую графику применяют при разработке мультимедийных и полиграфических изданий. Иллюстрации, выполненные средствами растровой графики, редко создают вручную с помощью компьютерных программ. Чаще для этой цели используют сканированные изображения или фотографии. Последнее время для ввода растровых изображений нашли широкое применение цифровые фото- и видео камеры. Соответственно, большинство графических редакторов, предназначенных для работы с растровыми иллюстрации, ориентированны не столько на создание изображений, сколько на их обработку. Растровая графика описывает изображения с использованием цветных точек, называемых пикселями. Например, изображение древесного листа описывается конкретным расположением и цветом каждой точки сетки, что создает изображение примерно так же, как в мозаике. При редактировании растровой графики Вы редактируете пиксели, а не линии. Растровая графика зависит от количества и глубины цвета, разрешения, поскольку информация, описывающая изображение, прикреплена к сетке определенного размера. При редактировании растровой графики, качество ее представления может измениться. В частности, изменение размеров растровой графики может привести к "разлохмачиванию" краев изображения, поскольку пиксели будут перераспределяться на сетке; если растровый рисунок сильно растянуть, то станет видно, как растягиваются пиксели, картинка становится похожей на собранную из прямоугольников. То есть чем больше разрешение, тем больше доступно деформаций рисунка без сильной потери качества. Вывод растровой графики на устройства с более низким разрешением, чем разрешение самого изображения, понизит его качество

Программные средства для работы с векторной графикой наоборот предназначены, в первую очередь, для создания иллюстраций и в меньшей степень для их обработки. Такие средства широко используют в рекламных агентствах, дизайнерских бюро редакциях и издательствах. Оформительские работы, основанные на применении шрифтов и простейших геометрических элементов, решаются средствами векторной графики намного проще. Существуют примеры высокохудожественных произведений, созданных средствами векторной графики, но они скорей исключение, чем правило, поскольку художественная подготовка иллюстраций средствами векторной графики чрезвычайно сложна.

Векторная графика описывает изображения с использованием прямых и изогнутых линий, называемых векторами, а также параметров, описывающих цвета и расположение. Например, изображение древесного листа описывается точками, через которые проходит линия, создавая тем самым контур листа. Цвет листа задается цветом контура и области внутри этого контура. При редактировании элементов векторной графики Вы изменяете параметры прямых и изогнутых линий, описывающих форму этих элементов. Вы можете переносить элементы, менять их размер, форму и цвет, но это не отразится на качестве их визуального представления. Но любые "растровые" эффекты для векторного рисунка не доступны без преобразования его в растровый. Векторная графика не зависит от разрешения, т.е. может быть показана в разнообразных выходных устройствах с различным разрешением без потери качества.

Программное обеспечение для работы с фрактальной графикой предназначены для автоматической генерации изображений путем математических расчетов. Создание фрактальной художественной композиции состоит не в рисовании или оформлении, а в программировании. Фрактальную графику редко применяют для создания печатных изданий или электронных документов, на часто используют в развлекательных программах (например в заставках MS Windows)

В векторном формате изображение задается как совокупность отдельных объектов, описанных математически (например, как векторы на плоскости), а в растровом - по точкам, как мозаика.

Чтобы лучше понять разницу, можно привести пример, как может быть описан один и тот же отрезок прямой:

  • в векторном формате - заданы координаты начала и конца, цвет и толщина;
  • в растровом формате - заданы координаты каждой точки, входящей в этот отрезок, и ее цвет.

Векторный формат более компактный, но он совершенно не пригоден для хранения аналоговых изображений, например фотографий. В этом формате задавать их математически было бы очень громоздко, поэтому гораздо проще использовать представление аналоговой графики в растровом виде. А вот рисунки и чертежи гораздо удобнее и практичнее делать именно в векторном виде. Его основными достоинствами являются следующие параметры:

  • изменение масштаба без потери качества и практически без увеличения размеров исходного файла;
  • огромная точность (до сотой доли микрона);
  • небольшой размер файла по сравнению с растровыми изображениями;
  • прекрасное качество печати;
  • отсутствие проблем с экспортом векторного изображения в растровое;
  • возможность редактирования каждого элемента изображения в отдельности.

Но, увы, небезызвестно, что нет ничего без недостатков. И поэтому стоит также перечислить и их:

  • практически невозможно экспортировать из растрового формата в векторный (можно, конечно, трассировать изображение, хотя получить хорошую векторную картинку нелегко, когда графика черно-белая, и почти невозможно, если изображение цветное);
  • невозможно применение обширной библиотеки эффектов, используемых при работе с растровыми изображениями.

Написано большое количество программных продуктов, позволяющих рисовать векторные рисунки.

Список используемых источников

  1. Симанович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие. -М.:АСТ-ПРЕСС:Инфорком-Пресс, 2002. - 480с.
  2. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. -М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. -496 с.:ил.
  3. 3. Анатолий Зиновьев. CorelDRAW: введение в векторную графику
    // Подводная лодка, 2000
  4. Рисунки сделаны автором статьи


Случайный афоризм
При постоянном повторении не теряет смысл только мат.  

 

Rambler's Top100

Использование любых материалов этого сайта, без разрешения автора, ЗАПРЕЩЕНО
Автор сайта Сазонов Д. О. (Подробнее) Форма обратной связи