По психологии за 5 курс.

На практике я вел уроки у первой подгруппы 11-а класса. Всего в моей подгруппе было 13 человек. Из них 7 мальчиков и 6 девочек. Возрастной состав у всех примерно один и тот же – 16-17 лет. Второгодников у нас в группе не было. Наверное еще и по тому, что данная подгруппа была сформирована как класс с углубленным изучением математики и информатики как бы собралась самая элитная группа – все в ней были сплошные отличники и учились очень хорошо.  Особых лидеров, как таковых мне там не удалось определить, тем не менее там были два парня которые постоянно старались обратить на себя внимание и быть как бы в центре внимания, но авторитета у них особенного не было – как мне потом сказали – их все девчонки «дураками считали». Другое дело авторитет в учебе, но опять же весь класс находится примерно на одном уровне знаний и особенно никто так в этом плане не выделялся. Можно с уверенностью сказать, что данном классе нет лидеров – так как там процветает принцип: каждый за себя! По этому сплоченности коллектива особенно не наблюдалось: конечно, пока ученики были в школе они общались и разговаривали, но когда занятия заканчивались все расходились и не встречались до следующих занятий. Мало того, меня даже удивило такое дело, две подружки, которые сидели рядом не знали телефонов  друг дружки, поскольку никогда не общались вне класса. Тем не менее по группировкам класс можно разделить на две: мальчики и девочки, хотя такое разделение похоже присутствует всегда, когда класс не особенно сплочен (когда я учился в школе у нас было практически тоже самое). При этом девочки общаются между собой, а мальчишки между собой. Кроме того были люди, которые не общались ни с одними, не с другими – так сказать оутсайдеры.
Это были двое мальчиков, которые только и делали, что занимались учебой и до дел товарищей им дела совершенно не было – их в классе уважали девчонки, но тем не менее я не разу не видел, чтобы с ними разговаривали, а ребята подходили только тогда, когда им надо было сверить свои ответы. На социограмме это хорошо видно  - №12 (Хижняк).
Наверное не последнюю роль в поведении класса сыграло и то, что у них практически не было классного руководителя. Под понятием «не было» я хочу сказать, что за все время практики мне так и не удалось с ним пообщаться. Он то болел, то был занят, а по сему все классные часы и мероприятия с классом проводила учительница информатики, которую можно с чистой совестью считать настоящим классным руководителем класса. Она организовывала походы, КВНы, олимпиады и т.д.  и т.п. Не удивительно, что класс стремился к ней и уважал ее больше чем кого-либо. По этому, на каждой перемене ученики из класса приходят в кабинет информатики, чтобы пообщаться с ней, вместо того, чтобы гулять по коридорам. А по поводу их классного руководителя, который и должен по идее все это делать я ничего не слышал, и ученики особенно про него ничего не рассказывали – есть, да и есть. Личность их классного руководителя для класса была на ровне с личностями других учителей.
 Особых сложностей в адаптации к коллективу я не почувствовал так как был знаком с классом еще с прошлого года. В этом году они встретили меня радушно и очень доброжелательно поскольку с многими из них мне удалось близко познакомиться в прошлом году.
В качестве коллективной деятельности я выбрал подготовку класса к КВН.  Через день мы собирались вечерами в школе и усердно готовились к предстоящему празднику.
 Вне классной же жизни, ученики в основном учились и готовили домашние задания. Когда же у них оставалось свободное время они гуляли со своими компаниями. Каких то особых интересов у них нет, разве что только девчонки больше любят ходить на всякого рода дискотеки и мероприятия подобного рода, а те из них кто не любит (или у кого нет компании для подобного похода) сидят в основном дома. Тем не менее в школьной жизни участвуют абсолютно все. По мимо уроков каждый учитель старается «загрузить» учеников какими нибудь общественными делами так как учителя стараются курировать различные кружки в школе, как, например, кружок танцев. Различные конкурсы и областные олимпиады также не обходятся без внимания школы. Кроме того существуют различные мероприятия в школе: КВНы,  выступления приуроченные праздникам (новый год, 8-марта и т.д.)
По этому в свободное время ученики заняты репетициями к различный концертам. Такая коллективная работа помогает сплотить коллектив и сдружиться ему – по этому конфликтов как таковых в классе практически не бывает, а если и бывают, то только по той причине, что когда предлагается несколько различных идей, никак не могут выбрать какая из них лучше всего. Например: когда мы подготавливали КВН возник небольшой конфликт между учениками так как несколько человек предлагали взаимно противоположные идеи в качестве «домашнего задания». Так как каждый считал, что его идея достояна быть в качестве «домашнего задания» возник естественно спор и даже небольшой конфликт.  Тем не менее он решился очень даже просто – мы с учительницей предложили другую идею, которая была гораздо интереснее и смешней чем их – и соответственно выбрали ее в качестве «домашнего задания».
 В целом мое впечатление об педагогической практике вполне нормальное – мне даже понравилось проводить мероприятия, но тем не менее работа учителя – это очень серьезный труд, который далеко не каждому посилен. Я как раз из тех людей для которого работа учителем совершенно не подходит. Дело даже не в том, что надо каждый день готовить материалы и писать отчеты – данная профессия требует особого характера и умения объяснить – донести информацию до ребенка (даже если он не хочет ее воспринимать).  Я же с детства формировал свою личность рассчитывая на то, что в будущем буду программистом. А как известно беда всех программистов в том, что они сами понимают материал очень хорошо, а объяснить не могут поскольку говорят на языке, который понятен только таким же как и они. Точно также получилось и со мной. Когда я вел уроки – у меня был конспект урока, по которому я читал им материал, но стоило после уроков кому нибудь из учеников подойти и попросить объяснить как решается та или иная задача нормальными словами и тем более сразу я объяснить это не могу. Я начинаю рассказывать, а они смотрят на меня удивленными глазами и говорят мы такого не проходили и не знаем что это такое. Приходилось по несколько раз объяснять разными словами, пока я сам не находил подходящие слова такие, чтобы меня поняли. Зато в этом есть и свои плюсы – никто из класса не сомневался в моей компетентности в данном вопросе, а по этому мне не приходилось тратить время на уроках «успокаивая» учеников и выслушивать различные шуточки в мой адрес.
 Итак, подводя итоги практики можно сказать, что она прошла у меня успешно – мне удалось подружиться и найти общий язык с классом и учителями, а также потренироваться объяснять свой предмет «нормальным человеческим языком».