Научная работа

Якунин Максим Сергеевич
E-mail: Пишите отзывы по адресу
Разработка курса обучения по среде программирования Visual C++

В связи с тем, что компьютерные технологии развиваются очень стремительно, а в России идет выполнение программы по компьютеризации школ, скоро просто не будет необходимости работать со старыми программами и системами программирования. Педагогические вузы, уже сейчас должны начинать готовить учителей способных объяснять начала программирования используя не модульно-процедурное программирование, а объектно-ориентированное. Таких учителей, которые могли бы в своей работе использовать современные системы разработки программ, такие как Delphi, Borland C++ Builder, Visual Basic, Visual C++. Естественно резкий переход, к такой системе обучения учителей «Информатики» невозможен. Именно поэтому, в данный момент образовательный процесс в этом направлении необходимо строить на базе уже имеющихся у студентов знаний, постепенно переходя к изначальному обучению объектно-ориентированному программированию в данных средах.
Так как программирование под Windows несколько отличается от программирования под DOS, то наиболее оптимальной средой разработки программ используемой для обучения учителей «Информатики», является та среда, которая бы помогла изучить Windows изнутри, и понять, как она работает. Потому что учитель должен не только великолепно знать материал, но еще уметь преподнести его ученикам, а для этого ему просто необходимо понимать его.

В современных средах программирования существует два подхода:
1. Каркасный (Visual C++). При каркасном подходе изначально приложение создается на основе каркаса, и программист добавляет в него функциональность. При этом необходимо хорошо представлять структуру приложения.
2. Компонентный (Delphi, C++ Builder, Visual Basic). В данном случае приложение создается на основе одного каркаса, который не дается программисту для изменения, а вся функциональность создается путем добавления и изменения программных компонентов.
Из вышесказанного, очевидно, что среда программирования Visual C++, с каркасным подходом к созданию приложений наиболее подходит для формирования мышления учителя «информатики», для понимания им основ работы операционной системы Windows.
Поэтому целью моей аттестационной работы является разработка обучающего курса по среде программирования Visual C++.
Данный курс имеет следующую структуру:

Шесть двухчасовых лекционных занятия и пятнадцать двухчасовых практических занятия.
Каждая лекция имеет следующую структуру:

1. Требования, предъявляемые к знаниям студентов, приступающих к изучению лекции. В данном разделе содержится перечень того, что студенту необходимо изучить или повторить для успешного усвоения лекционного материала.
2. Методические рекомендации. В данном разделе содержится материал, который будет полезен педагогу, ведущему занятия по данному курсу. Здесь собраны советы, и то, на что ему следует обратить особое внимание при чтении студентам лекции.
3. Лекционный материал. Лекционный материал разделен на логические разделы в зависимости от специфики темы. Каждый раздел начинается теоретическим материалом, и заканчивается связью с практикой. Весь материал, на который следует обратить внимание, или дать студентам под запись, выделен серым цветом.
4. Тестовый материал по лекции. В данном разделе собраны вопросы, на которые должен уметь ответить студент прослушавший данную лекцию. Материал данного раздела может быть использован для составления проверочных тестов.

Все практические занятия можно разделить на следующие виды:
1. Лабораторные работы. Лабораторные работы используются для изучения нового практического материала. В их основу положен принцип проблемного обучения. Т.е. перед обучающимся ставится какая-то проблема, и указан путь ее исследования. В конце студент должен сделать свои самостоятельные выводы, или ответить на предложенные ему вопросы.
2. Самостоятельные работы. Данный вид работ используется для закрепления (домашние работы) или для проверки (аудиторные) работы.
3. Работа над совместным проектом. В процессе обучения студенты работают над совместным проектом – создание игры Maxit. По мере изучения нового материала, они ее модифицируют, и дополняют.
4. Работа над собственным проектом. В конце обучения, каждому студенту дается, для разработки, свой собственный проект. Например: Написать программу-ежедневник, или написать игру «Охота на лис» и т.д.
У данного курса есть две перспективы развития:
1. Такая структура курса позволяет перевести его в электронный вид, сделав частью системы дистанционного образования.
2. Этот курс может быть переделан таким образом, чтобы преподавание языка С++ начиналось с объектно-ориентированного программирования в среде Visual C++.