Научная работа

Якунин Максим Сергеевич
E-mail: Пишите отзывы по адресу
Размышления на тему гениальности навеянные просмотром фильма "Умница Вилл Хантинг"
Исправления и дополнения - Неделина Светлана Вячеславовна кандидат педагогических наук ВГПУ.


Современная педагогика ставит в свою основу принцип гуманизации образования, т.е. образования направленного на развитие личности учащегося, на развитие тех умений, которые изначально были заложены природой. Казалось бы, такая система должна рождать гениев, но, к сожалению, она не работает в полную силу.

Учебные заведения, выполняя образовательный заказ общества, мешают благотворному развитию личности, так как преследуемые ею цели в большинстве случаев не совпадают с общественными. Вся сложившаяся образовательная система похожа на железную дорогу, проложенную среди дремучего леса – неизвестности, по которой человек с группой подобных ему едут в одном поезде. А общество, выступающее в качестве стрелочника, решает по какой ветке на очередном повороте поедет поезд. И хотя поезд ведут опытные машинисты - педагоги, они не могут удовлетворить желание некоторых свернуть в другую сторону. Но есть личности, которые либо совсем не садятся на этот поезд, либо сходят с него, и тогда некоторые из них намного быстрее достигают конечной станции, а иногда уходят далеко вперед туда, куда еще не проложена дорога. И тогда тех, кто ушел далеко вперед, называют гениями, или одаренными людьми.
А иногда и наоборот!!! – в этом проблема и общества, и одаренных.Так кто они – одаренные люди – безумцы, решившие бросить вызов судьбе, или посланники свыше, призванные прокладывать дорогу в неизвестность?

Одаренность в своей сущности имеет две составляющие:

1. Расположенность к определенной области знаний или деятельности человека.
2. Способность к постоянному самоусовершенствованию в данной области.

Расположенность же может быть как врожденная, так и приобретенная или сформированная – псевдорасположенность . Примером врожденной расположенности может служить то, что человек с самого рождения проявляет способности в том, или ином виде деятельности, например, имеет физические задатки для занятия спортом.
Псевдорасположенность формируется в основном в раннем возрасте и зависит от окружения, в котором растет человек.
Самоусовершенствование тоже можно разделить на два вида: самоусовершенствование, в основе которого лежит внутренняя мотивация и интерес, и самоусовершенствование, в основе которого лежит внешняя мотивация.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить (мы выделили) четыре группы:

1. Врожденная расположенность и внутренняя мотивация.
2. Врожденная расположенность и внешняя мотивация.
3. Псевдорасположенность и внутренняя мотивация.
4. Псевдорасположенность и внешняя мотивация.

Естественно, что в жизни очень часто происходит так, что врожденную расположенность заменяет псевдорасположенность, а внутренняя мотивация уступает место внешней. При этом происходит перестройка ценностей ребенка, и, как правило, у него появляется неудовлетворенность жизнью, от которой он пытается избавиться любым способом.
Сойдя с поезда, многие чувствуют природный зов леса – неизвестности, но кто-то сходит на свой страх и риск, делая ставку на свое упорство. И среди тех, и среди этих есть люди, которые жаждут открытий новых дорог, а также есть и те, кто отправляется за славой.
Чем сильнее у человека зов, тем меньше он ошибается и меньше тратит сил на поиски верного пути, в отличие от того, кто упорно ищет этот путь, пренебрегая своим внутренним зовом.
В основном одаренные люди часто ограждаются от внешнего мира, поселившись в мире, созданном ими самими. В мире, где действуют придуманные ими законы. В мире, который делает их гениями. Они сами создают себе условия для саморазвития, ибо никто кроме их самих не сможет сделать это лучше. Боясь того, что другие, придя в их мир, затем предадут его и смогут его разрушить, они пытаются защититься. Очень часто это выражается в форме агрессии.
Путешествуя по лесу, люди очень часто обрекают себя на одиночество. Иногда они, конечно, подходят к станциям и общаются с другими людьми. Они даже берут желающих с собой, но очень часто желающие не выдерживают тяжелого путешествия и убегают обратно на станцию.
И лишь изредка им удается встретить такого же путника, как и он сам, но и это бывает не надолго, т.к. рано или поздно один из них пойдет налево, а другой направо.
Педагог, работая с одаренными людьми, должен помнить, что ни в коем случае нельзя вырывать человека из его среды обитания, из его мира, и пытаться вложить в его развитие рациональное зерно, или как-то изменить его жизнь. Каждый человек как цветок – он красив и не похож на другие, пока его корни окружает земля. Но стоит его вырвать из земли и через несколько дней он засохнет.
В системе педагог – одаренный человек все должно быть наоборот. Не педагог должен работать с ним, а одаренный человек с педагогом, так как одаренный человек знает, куда ему идти, и любое вмешательство извне может навсегда преградить ему его дорогу. Именно поэтому он сам должен обращаться за помощью к педагогу.
Блуждая в дебрях неизвестности, путники иногда встречают магов, которые в прошлом были машинистами и водили поезда от первой до последней станции. Но в один прекрасный момент, они захотели узнать, а что там дальше, и сошли с поезда, чтобы продолжить путь самостоятельно, а когда иссякнут силы, поселиться в этом лесу для помощи путникам, сбившимся с дороги. И теперь каждый нуждающийся в помощи может придти к магу и получить ее.
Развитие нашего духовного мира отражается в материальном, так же как и развитие материального мира наносит свой отпечаток на духовный. И пусть сейчас наша образовательная система находится на уровне развития железнодорожного транспорта, но уже идет тенденция к тому, чтобы у каждого человека был свой личный автомобиль, и чтобы он мог самостоятельно выбирать тот путь, который ему наиболее близок. А в ближайшем будущем, наверняка, появятся индивидуальные летательные аппараты, и тогда человек сможет передвигаться не только в двух измерениях, но и покорять воздушное пространство. Он не будет ограничен дорогами и сможет перемещаться туда, куда захочет. Но и в это время найдутся люди, которые захотят улететь за пределы дозволенного, дальше всех, к новым вершинам познания, и их снова будут называть гениями, или одаренными людьми.