Научная работа

Ошивалов А.В., Свиридов А.С., Сазонов Д.О.

УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ НА ОСНОВЕ WEB-САЙТА

В последнее время в систему высшего образования активно внедряются Web-технологии, позволяющие расширить и качественно изменить информационно- методическое обеспечение учебного процесса. На базе кафедры прикладной математики и экономико-математических методов Воронежской государственной технологической академии разрабатывается система дистанционного управления учебным процессом, в виде Web-сайта.
Основные функции системы:
1) Публикация расписания занятий, консультаций, зачетов, экзаменов.
2) Предоставление информации по успеваемости, посещаемости занятий студентами
3) Доступ к учебно-организационной информации – объявления, приказы, допуски к экзаменам.
4) Составление карточек учебных нагрузок в часах на ППС, индивидуальные расписания занятий, консультаций, зачетов, экзаменов каждого преподавателя
5) Предоставление рабочих программ преподавателей и соответствующей методической информации.

Данные функции позволяют определить следующие принципы построения системы:
1) Открытость (обновление содержания).
2) Наглядность (включение элементов демонстрации, презентаций, графики и т.д. ).
3) Интерактивность (изучение выбранной темы с различной степенью глубины).
4) Нелинейность (осуществление быстрого поиска интересующей инфоромации).
Преподаватели института наполняют базу данных методическими рекомендациями, заданиями самостоятельной работы студентов, о семинарах, коллоквиумах, практических заданиях и лабораторных работах. Студенты могут разместить информацию о своих выступлениях на олимпиадах, конференциях, собственные проекты и web-сайты.
Используя web-браузер, каждый студент ВГТА попадает на web-сервер кафедры. На главной странице имеется форма для входа в защищенную часть сервера. Пройдя этап авторизации, пользователь получает доступ к части сервера и может заполнять формы, которые ему разрешены при регистрации. Студентам предоставляются электронные ресурсы кафедры в виде конспектов лекций, методических рекомендаций, статей и другой информации. Выбирая один из предметов, студент попадает на страницу этого предмета. На ней указан преподаватель, который ведет этот предмет, введение, рабочая программа, рейтинг студентов, отчеты о посещаемости. Имеются формы, в поля которых вносятся результаты выполнения всех вышеуказанных работ.
Используемый подход предполагает создание индивидуальных виртуальных рабочих мест для каждого из участников образовательного процесса: преподавателей и студентов.
Применение созданной среды в организации учебного процесса по информатике на основе Web-технологий подтвердило дидактическую целесообразность и востребованность информационных систем управления преподавателями и студентами.


Литература

1. Фролов А.В., Фролов Г.В. Создание Web-приложений: практическое руководство. – М.: Издательство- торговый дом «Русская Редакция», 2001, -1040 с.:ил.
2. Ковалева О. А., Смолянинова О. Г.. Информационно- инструментальная среда для поддержки учебного процесса по информатике на основе web- технологий. Красноярский государственный университет (КГУ), г.Красноярск
3. Головкова Е.А. Управление затратами на учебный процесс на основе современных информационных технологий. Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита в отраслях народного хозяйства, Белорусский государственный экономический университет
4. Шафран Э. Создание Web-страниц: самоучитель – СПб: Издательство
«Питер», 2000. –320с.:ил.